НАС БЬЮТ, МЫ ЛЕТАЕМ (Автор В.Ткачук)

about f3aПрошедший спортивный сезон 2014 года оставил, в общем, приятное впечатление. Возросший уровень спортсмены продемонстрировали как на украинских соревнованиях, так и за рубежом на этапах Кубка Мира и Чемпионате Европы. Анализ работы судей на всех украинских соревнованиях (процентное отношение от среднего значения и расстановка каждым судьей спортсменов по местам) показал, что явно предвзятого судейства и больших разбросов не было, а итоговая таблица объективно отражает выступление каждого спортсмена. Без неприятных моментов, естественно, не обошлось, но, несмотря на большую плотность результатов, на всех соревнованиях судьи были единодушны в определении двух первых и двух последних мест. В приближающемся спортивном сезоне 2015 года можно ожидать дальнейшего повышения уровня спортсменов (что потребует повышения уровня и от судей), новых встреч, интересной борьбы на украинских соревнованиях и выступления, желательно успешного, нашей сборной команды на Юбилейном 60-том Чемпионате Мира.

 

Вечной проблемой в F3A являются претензии к судейству, поэтому хочу изложить свой взгляд на этот вопрос, не претендующий на абсолютную неоспоримость. Что же необходимо для справедливого, независимого и беспристрастного судейства на соревнованиях, что позволит и спортсменам и судьям понимать, доверять и уважать друг друга?

Во-первых, правильное и одинаковое понимание, как судьями, так и спортсменами, требований Sporting Code FAI, категория F3A- Радиоуправляемая пилотажная модель самолета с двигателем (Правила FAI) и Приложения 5В по выполнению фигур и отдельных элементов фигур, а также критериев их оценки. Для этого необходим максимально точный перевод этих документов, не вызывающий сомнений и обсуждений, а также совместные тренировки с обсуждением.

Во-вторых, понимать, что каждый спортсмен, выполняя полет в рамках Правил и Приложения, имеет свой индивидуальный стиль полета (размер фигур, скорость полета, удаление и т.д.), а судьи, в тех же рамках, имеют свое индивидуальное мнение «что такое хорошо, а что такое плохо».

В-третьих, каждый судья должен правильно выбрать свой стандарт судейства и сохранять его ко всем спортсменам на протяжении всех соревнований. Сделать стандарты судей примерно одинаковыми позволяет пристрелочный полет перед туром. После полета Главный судья обсуждает с судьями оценки по каждой фигуре и достигают согласия по степени серьезности дефектов.

В-четвертых, вопрос касается этики поведения спортсменов. Судьи и организаторы могут допускать ошибки – не ошибается тот, кто ничего не делает. Если спортсмен с чем-то не согласен или увидел какие-то, по его мнению, нарушения, то он вместо какой-либо несдержанной, демонстративной и эмоциональной выходки на поле должен спокойно подать Главному судье протест в установленном Правилами FAI порядке. Уважаемое Жюри соревнований с радостью (наконец-то при деле ) разберется и решит, кто прав. Недовольство во время соревнований и после достаточно, а протестов во время соревнований нет. Взаимные упреки и оскорбления на модельных форумах также не способствуют популяризации F3A и привлечению молодежи.

Далее, в Приложении 5В.4. изложены основные критерии выставления оценки за фигуру. Рассмотрим их:

- главный критерий «Геометрическая точность (правильность) фигуры (важность примерно 50%)» вполне понятен и можно прийти к общему мнению и объективным оценкам, если не учитывать теорию визуального искажения идеально выполненной фигуры в плоскости на удалении 150м. Теоретически визуальные искажения нельзя отрицать, но реально в нашей зоне пилотирования они не выглядят заметными и не воспринимаются как нарушение геометрии. Все мы знаем, что земля круглая, но реально она смотрится плоской, даже параллельные линии теоретически пересекаются. Допустим, спортсмены полетят с «компенсацией» визуальных (на его взгляд) искажений, то по каким критериям судьи должны оценивать его «кривизну»? Одинаковое понимание невозможно и критерий станет полностью субъективным. Поэтому, спортсмен должен стремиться к геометрически правильным фигурам в плоскости, а судьи с нормальным зрением и восприятием реальной геометрии всего окружающего не примут визуальные искажения за геометрические погрешности.

- Такие критерии как «Плавность и грациозность(важность примерно 25%)» и «Размер фигуры (важность примерно 12,5%)» очень субъективные и оценки сильно зависят от «вкуса» судей и спортсменов. Тут разбросы неизбежны и причины их понятны и допустимы. Спортсмен на первой фигуре показывает выбранный им стиль полета и его задача, чтобы не было снижения оценок, сохранить его в течение всего полета. Судьям необходимо оценить стиль и стабильность его на всех фигурах.

- критерий «Позиционирование фигуры в полетной зоне (важность примерно 12,5%)» на первый взгляд выглядит понятным, но, если внимательно почитать Правила и Приложение, возникают вопросы. Читаем:

- Правила 5.1.8(h)- «Фигуры нужно выполнить над полетной линией, удаленной приблизительно на150м. от пилота и параллельной линии безопасности. Если фигура выполнена с отклонением от этой линии, то судьи снижают оценку пропорционально отклонению. Исключениями из этого правила являются поперечные фигуры, 3D-фигуры или фигуры в срывном состоянии, а также горизонтальные круглые фигуры».

- Приложение 5В.10.- «За полет на дальнем расстоянии, когда распознавание элементов фигур становится затруднительным, оценка снижается. Основной критерий здесь видимость. Для больших, хорошо видимых моделей, допустимо удаление приблизительно 175м, для меньших и хуже различимых моделей 140-150м».

   Итак, пилот имеет право выбрать полет на удалении приблизительно 140-175м, которое ненаказуемо. Хотя некоторые спортсмены и судьи уверяют, что у них «глаз алмаз», но определить на глаз точное удаление сложно. А как сохранить удаление постоянным?  Комплекс содержит боковую поперечную фигуру №10, с помощью которой спортсмен может успешно вернутся на выбранное удаление после сноса на штопоре боковым ветром. Если же бокового ветра нет и штопор выполнен над полетной линией, то выполнение фиг.№10 приведет к разрешаемому правилами изменению удаления. Подобная ситуация возникает и при выполнении срывных поворотов при боковом ветре. Срывной поворот, штопорная бочка и штопор допускают ненаказуемый, в пределах границ полетной зоны, ветровой снос. Какой диапазон удаления ненаказуем при сносе боковым ветром? Нужно ли и как вернутся на исходное удаление без наказания? Есть что обсудить.

- последний критерий «Соблюдение границ полетной зоны (в дополнение к указанным выше критериям)» особых проблем у судей не вызывает, но субъективизма в нем достаточно для разброса оценок. В горизонтальной плоскости стоят вешки под углом 120* с места пилота и поэтому каждому судье необходимо взять свои ориентиры на местности. Контроль 60* в вертикальной плоскости сложнее. «Руку-угломер» необходимо оттарировать (например, привязав веревочку к руке и креслу) или придумать какой-то ориентир, (например, нависающий край тента или козырек кепки). Поэтому судьями, как показывает практика, наказываются только явные превышения.

     Поскольку нулевая оценка за фигуру, при плотных результатах, серьезно сдвигает спортсмена назад, то хотелось бы напомнить судьям и спортсменам Правила 5.1.8(с):

«Любая незавершенная фигура или выполненная не в той последовательности, что предписывается комплексом, должна быть оценена в ноль (0). Нулевые оценки не обязательно должны быть выставлены единогласно, за исключением случаев, когда фигура была выполнена совершенно неправильно. В этих случаях судьи должны посовещаться после полета, доведя результаты до сведения начальнику старта и директору соревнований.   Все фигуры должны быть выполнены так, чтобы каждый судья мог четко и подробно видеть все элементы фигуры. Если судья не видит фигуру, или часть фигуры, он должен поставить за эту фигуру N.O. (не наблюдаю)», но не ноль.

Не единогласные нулевые оценки вполне возможны, но тогда и от остальных судей оценки не могут быть высокими. Вообще, большой выброс оценки одного судьи от остальных, ненормальное явление. Вот тут большую роль в справедливом судействе и ходе соревнований играет Главный судья, так как « нарушения должны быть серьезно рассмотрены и сделаны корректирующие действия» (Приложение 5В.3.).

     Выводы и конкретные предложения:

  1. Субъективизм в нашем спорте неизбежен. Со злостным (умышленным) можно и нужно   всем бороться, а с разностью взглядов в рамках Правил и Приложения либо мирится, либо искать способы их сблизить. Разброс в оценках судей не должен превышать трех баллов.
  2. Иметь максимально точный перевод Sporting Code FAI, утвержденный, как минимум, Подкомитетом F3A. Это исключит разное понимание и дискуссии.
  3. В день приезда на соревнования во время тренировочных подлетов спортсменов (обычно это вторая половина дня) проводить семинары для судей и желающих спортсменов. На реальных полетах производится обсуждение и оценка фигур, отдельных элементов, удаления, скорости и т.д. Это поможет судьям и спортсменам сблизить понимание критериев выполнения, оценки фигур и полета в целом.
  4. На всех украинских соревнованиях этого года включать в Положение проведение финального комплекса. Это повысит уровень спортсменов и облегчит работу судей по справедливому определению мест в итоговой таблице.
  5. После соревнований всем участникам иметь возможность получить вместе с итоговой таблицей анализ работы судей. Это должно помочь в повышении уровня объективности.

Хочу включить в свою статью изложение личного взгляда судьи Сергея Чепорнюка на некоторые вопросы, с которым я полностью согласен и считаю хорошим дополнением к статье:

    "При выполнении начального захода и первой фигуры пилот задает свой стандарт пилотирования – как по удалению / скорости, так и по размеру фигур. Естественно, при этом должно учитываться направление и скорость ветра. В абсолютный штиль опытный спортсмен может себе позволить слетать поближе – тогда все фигуры получаются хоть и не самого большого размера, но четко и близко к судьям. И судьи, как правило, повышают балы за такое красивое пилотирование. Однако все меняется, если на площадке дует сильный ветер, а тем более – поперек зоны. Близкая дистанция пилотирования чревата тем, что модель может быть вынесена за пределы пилотажной зоны. Необходимость поддержания невысокой полетной скорости (а иначе невозможно вписать фигуры в сжатый размер зоны пилотирования) подвергают модель, в том числе ее центр тяжести неслабой «болтанке». Слишком явными и видимыми становятся попытки спортсмена удержать модель на курсе. Карикатурными становятся отрезки прямых линий, которыми пилот должен выделять начало и конец каждой фигуры. Все это неизбежно приводит к ощутимой потере баллов за геометрию, плавность и грациозность фигур, которую не могут скомпенсировать даже бонусные баллы пилоту за его короткую дистанцию. Именно по этой причине подавляющее большинство опытных пилотов, особенно американских и японских, в ветреную погоду предпочитают летать на дистанциях 170..180м, стараясь однако, не получить штрафные очки за явное превышение дистанции. Такое удаление предполагает больший размер пилотажной зоны, большую скорость полета и, следовательно, меньшую подверженность модели «турбулентности». Отрезки прямых линий становятся отчетливо видны, судьям легко отделять предыдущую фигуру от последующей, а у спортсмена появляется значительно больше времени на обдумывание, коррекцию сноса ветра, правильное позиционирование входа и выхода и проч. В конце концов, иногда лучше потерять один балл за удаление 175..190м, чем три – четыре балла за полностью «скомканную» фигуру. Разумеется, мы не призываем к повальному увеличению дистанции более предписанных Правилами 175 метров и «космическим» скоростям пилотирования («пилотажный мир» F3A прошел это еще в 70-80 гг двадцатого столетия). Все хорошо в меру и сообразно текущим условиям. И не в последнюю очередь – погодно - атмосферным. Пожалуйста, не забывайте об этом, товарищи – пилоты!"

   В заключение хочется пожелать, чтобы все запланированные соревнования на 2015г. состоялись и всем спортсменам ничто не помешало принять в них участие.

Всем успехов и до скорых встреч.      

С уважением, спортсмен и судья Валерий Ткачук.