Заметки из палатки судьи оценщика на Этапе Кубка Мира в Австрии

Приветствую уважаемых пилотов F3A и остальных читателей!

 

Вашему вниманию предлагается небольшой отчет о двух днях, проведенных под палящим солнцем в палатке судьи – оценщика на соревнованиях

45th Innviertler Wanderpokalfliegen

FAI Open International Competition F3A 2014

June 07th and 08th in Schärding/Austria

(Worldcup)

 

Итоговые результаты

 

 

Мне довелось быть ассистентом или по немецки – „шрайбером” у судьи – оценщика из Лихтенштейна г-на Sigmund Beck. Вследствие плотного графика полетов у ассистента были минимальные паузы, поэтому я ничего не смогу рассказать о перипетиях спортивной борьбы. По этой же причине я не имел возможности наблюдать за изменениями рейтингов по мере завершения туров. Также я не буду приводить разбор полетов каждого участника нашей украинской или любой иной команды.  Цель моего отчета – дать наставления и рекомендации по выполнению комплекса глазами судьи из Европы, очертить характерные ошибки пилотов. Сразу же подчеркну, что все нижеизложенное носит сугубо субьективный характер и может быть принято во внимание пилотом просто как мнение отдельного индивидуума. Итак, начнем.

Размер комплекса и контроль удаления

Подавляющее большинство австрийских и немецких спортсменов летают близко, ровно и очень красиво. Такой размер модели привычен для судейского глаза, поэтому он четко замечает малейшую тенденцию к увеличению удаления. И тут же штрафуют. Один раз судья даже выразил замечание одному из пилотов, который летал в привычной ему размашистой и скоростной манере, естественно, на значительном удалении. Учтя это замечание, пилот полетел в третьем туре поближе и помедленнее, что немедленно отразилось на его оценках – плюс один балл практически к каждой фигуре.

Итак, топ-пилоты летают близко, медленно и очень ровно, как «по рельсам». Этому способствуют системы соосных винтов, применение бипланов и набор разнообразных, вплоть до причудливых, аэродинамических элементов, улучшающих стабилизацию модели на различных режимах. Я иногда ловил себя на мысли, что словно наблюдаю за мухой, которая ползает по вертикальному стеклу с совершенно одинаковой скоростью. Как мне сказали, это типично австрийский стиль пилотирования, отличающийся от размашистого американского или японского. Тем не менее, на этом конкретном австрийском этапе большинство пилотов летало именно так.

 

Полет по «коробочке»

Важный элемент, лежащий в основе почти каждой фигуры. Полагаю, его нужно специально закреплять на тренировках, однако методика тренировок – отдельная тема. Могу только повторить, что судьи очень четко видят моменты, когда пилот «улетает» или «прилетает» и, соответственно, штрафуют. Вписанная коробочка отчетливо видна в таких фигурах как P15.03  «двойной иммельман на ноже» или P15.13 «песочные часы». Судья иногда даже отбивает рукой вертикальные линии, чтобы удостовериться в соосности верхних и нижних углов фигуры. В общем, коробочку нужно тренировать в любых погодных условиях и направлениях ветра. Это, заодно, позволит выдерживать одинаковые радиусы углов, что тоже очень заметно судейскому глазу.

 

Выход за пределы пилотажной зоны

Мне показалось, что выход за боковые пределы пилотажной зоны наказывается в большей степени, чем залет за верхнюю границу. Я был свидетелем, как судья перед полетами выбрал и движениями рук визуально закрепил свои «виртуальные» боковые вешки, которые были смещены относительно реальных вешек. Это объясняется близостью установки боковых вешек на этом конкретном летном поле, ограниченном частными владениями. Степень залета за боковую линию судья оценивал, отталкиваясь  от своей «виртуальной» вешки, и «нарезав» оставшуюся часть площади фигуры на полосы, шириной приблизительно 20..25%. Полагаю, от этого зависела величина штрафных баллов.

 

Прямые отрезки на входе и выходе из фигуры

Прописная истина, но от этого не становится менее важной. Был свидетелем, когда некоторых пилотов штрафовали за отсутствие или слишком короткие линии входа и выхода из фигур. Правки траектории на таких линиях особенно заметны, поэтому их следует, по возможности,  избегать или выполнять максимально незаметно.

 

Линия полета под углом 45 град.

Касается фигур P15.15 «полет под 45 град», P15.11 «кубинская восьмерка», P15.02 «половинка ромба» и особенно – P15.06 «половинка кубинской восьмерки», поскольку это боковая фигура, для которой традиционно не хватает места в рамках пилотажной зоны. В связи с нехваткой этого места очень многие пилоты увеличивают угол до 60 град, что очень заметно и  немедленно приводит к штрафу. Что касается фигуры P15.15 «полет под 45 град», то следует заранее озаботиться наличием свободного места при выполнении предыдущей фигуры, сделать небольшие прямые участки входа и выхода и пройти под честным углом 45 градусов.

 

Штопор

Судьи очень ревностно следят за сваливанием модели в штопор (P15.09) и очень жестоко штрафуют за малейшую попытку принудительного ввода. Важен также момент останова модели перед сваливанием. Один раз судья даже намеревался поставить ноль за отсутствие останова модели и мне пришлось обратить его внимание на «колдуна», который безвольно повис на флаг-штоке. Как раз в этот момент наступил штиль, а правилами допускается отсутствие останова модели в таких обстоятельствах. В результате, спортсмен получил справедливую и, главное, ненулевую оценку.

 

Частичные бочки – в середине прямых линий.

Важный элемент, встречающийся почти в каждой фигуре. Субъективно, мне показалось, что для судьи не так важна плавность выполнения бочек, как равенство отрезков линий «до и после». В реальности некоторые пилоты делали довольно быстрые бочки / части бочек, но это не приводило к снижению их оценки, поскольку отрезки линий «до и после» были равны. Естественно, темп выполнения бочек должен быть единым внутри текущей фигуры.

Особое внимание следует обратить на очень типичную ошибку многих пилотов – слишком малую длину прямого отрезка или вообще его отсутствие на нисходящих вертикалях, например в фигурах P15.08 «хампти-бамп» и P15.10 «хампти-бамп на ноже». Отсутствие прямого отрезка штрафуется тремя баллами, короткая его длина – одним или двумя. Спортсменам, которые летают в медленном и компактном стиле, я бы все равно посоветовал делать эти фигуры повыше – появится больше времени, чтобы обозначить и отличить радиусы, прямые отрезки и бочки.

 

 

Многоточечные бочки

Раз уж зашла речь о многоточечных бочках, не могу не затронуть фигуру P15.06 «комбинация из трех 1/6 бочек и трех 1/6 бочек в реверсном направлении». Очень сложная фигура, за которую просто летят штрафные очки, поскольку ошибка в одном из 60 –градусных углов позиционирования тянет за собой штраф и за следующий угол. Могу сказать, что опытные пилоты растягивают эту фигуру почти на всю ширину пилотажной зоны. Наиболее типичные ошибки – излом общей линии полета, непопадание в центральную вешку, длинный прямой участок в середине фигуры и угол 45 вместо 60 град на крайней точке шести-точечной бочки.

 

 

Центральные фигуры – точно по оси центральной вешки

Касается, прежде всего, центрального «срывника» P15.05. Восходящая вертикаль должна быть точно по оси центральной вешки. Желательно, чтобы и нисходящая вертикаль также выводила на центральную вешку. Это непростая задача с учетом направления ветра, который иногда просто переставлял по горизонту модель на «срывнике». Однако больше баллов получал тот пилот, который делал правильную корректировку на ветер и добивался пикирования точно на центральную вешку.

 

 

Попадание в «перекрестие»

Касается фигур P15.11 «кубинская восьмерка» и P15.13 «песочные часы», в меньшей степени – P15.01 «гольф-болл». Я был удивлен тем, что у опытного судьи глазомер настолько развит, что позволяет засечь в небе точку пересечения линий без необходимости удержания ее пальцем, линейкой, карандашом. Мне пока удается такое только с их помощью. Каждый раз, когда мой карандаш показывал несовпадение центров, судья синхронно снижал оценку за фигуру, пользуясь только своим глазомером.

 

 

Сегментация окружности петель

Видимые отрезки прямых линий при выполнении петли P15.01 «гольф-болла» или P15.17 «аваланж» наказываются довольно жестоко. Очень внимательно судьи следят за завершением полной петли фигуры «аваланж». Окружность должна завершиться точно в той же точке, с которой и началась, на той же высоте и удалении. Тут нужно правильно сыграть газом, чтобы обеспечить равномерную скорость полета с учетом перехода от режима торможения пропеллером к режиму тяги. У многих пилотов был явно виден момент замедления модели в точке завершения петли перед началом прямого выходного отрезка.

 

 

Штопорная бочка

Более важный критерий – непрерывность линии полета и отсутствие излома после штопорной бочки (P15.17). Также важно выйти без пере- или недокрута, иначе – правило «15 градусов». Мне показалось, что слишком быстрые и агрессивные штопорные бочки не вызывают особого восторга у судей. Гораздо более элегантно выглядели штопорные бочки, выполненные на умеренной скорости вращения, при которой отчетливо видна своеобразная «воронка», описанная хвостовой частью модели.

 

Около-спортивные «фишки»

Конечно, прежде всего, это соревнование. Но вместе с тем и яркий праздник общения, фана, развлечения и хобби. Поэтому субъективно лучше воспринимались пилоты, которые, выходя и уходя со стартовой линии, улыбались, здоровались, благодарили судей и даже подшучивали над собой. Один из участников, вследствие своей изрядной комплекции, не смог закрепить нагрудный номер на обычном месте, поэтому нацепил его на… колено. Вышел на старт, шутливо продемонстрировал судьям свое колено с извинениями, чем сразу разрядил обстановку. Другой спортсмен перед стартом внезапно издал гортанный крик, как будто из сауны рухнул в ледяной бассейн или прыгнул в пропасть, чем развеселил судей. Я не говорю, что все должны начать «ухать и ахать» перед стартом, но воспринимается это легче, чем стиснутые зубы и перекошенное от нервного напряжения лицо. В конце концов, не последнюю корову проигрываем… :-)

 

 

Заключение

За два дня соревнований мы смогли увидеть и оценить более 150 полетов по предварительному P15 и финальному F15 комплексам. Это был неоценимый опыт как для наших украинских пилотов, которые детально ознакомились с техникой пилотирования топ-спортсменов и вволю пообщались с ними. Так и для меня, с точки зрения методики оценивания и судейства, расстановки акцентов и типичных ошибок, допускаемых спортсменами.

Отдельно хочу выразить благодарность устроителям соревнований за их образцовую организацию и изумительное место проведения. Единственный существенный недостаток – высокая нагрузка на одну - единственную панель судей, что, вероятно, приводило к некоторому «замыливанию» глаза. Слишком короткие  пятиминутные перерывы (в среднем, после каждого восьмого полета), а также решение организаторов не вывешивать индивидуальные полетные листы, не позволили  судьям сделать оперативный анализ, насколько их оценки кореллируют с остальными. Это сыграло злую шутку с одним из судей, но это совершенно иная история, которой я умышленно не касаюсь. Полагаю, устроители соревнований сделают правильные выводы  и внесут необходимые поправки в программу следующих соревнований.

 

Надеюсь, мои скромные заметки смогут оказать посильный вклад в подготовку пилотов и всей нашей национальной команды перед Чемпионатом Европы - 2014. От души желаю нашим парням достойных результатов!

 

Всем удачных полетов и мягких приземлений!

С уважением,

Сергей Чепорнюк

 

Киев, Июнь 2014