Вам когда-нибудь доводилось диктовать фигуры пилотажного комплекса для Вашего друга - пилота на соревнованиях или на домашнем тренировочном поле? Ну разумеется, все мы через это проходили. А знаете ли Вы, за что несете ответственность, будучи помощником или пилотом?
Ладно, я полагаю, что смогу помочь чуточку получше очертить круг Ваших обязанностей. В зависимости от пилотажного класса, в котором Вы диктуете фигуры, эта работа видоизменяется. Чем выше Вы поднимаетесь в пилотажном классе, тем меньшую ответственность Вы несете и это продолжается … пока Вы не доберетесь до «темного» F3A комплекса. Все мы диктовали фигуры многим пилотам на соревнованиях. Некоторые пилоты просят подсказывать только корректировки руддером, другие просят диктовать элемент за элементом. В действительности же, Ваша задача заключается только в одном - называть маневры в форме напоминания, какой из них будет следующим с учетом синхронизации во времени. Пилот же несет ответственность, как за знание пилотажного комплекса, так и за способность летать его самостоятельно, без помощника. Вы, его помощник, нужны только для дополнительной резервной поддержки вследствие нервозности и пребывания под прессом судейства, что каждый из нас испытал на собственной шкуре.
В средних классах Sportsman и Intermediate допускается определенная помощь, предоставляемая пилотам во время их выступления, ввиду недостаточного опыта или налета. Если Вам доведется «диктовать» в этих классах, узнайте заранее, что именно они ожидают от Вас? Некоторые могут попросить подсказывать корректировки руддером, называть центр зоны наряду с маневрами. Постарайтесь не перегрузить пилота-новичка чрезмерно большим объемом информации, и давайте ему только то, что он просил перед полетом. Я рекомендую всем пилотам, чтобы они привлекали в качестве помощников тех людей, с которыми могут работать на регулярной основе, с целью установления хороших коммуникаций.
Если Вы пилот, то в зоне Вашей ответственности лежит как знание комплекса, так и умение его летать без помощника. Это станет возможным только тогда, когда Вы заучите последовательность фигур наизусть. Первый раз, когда я диктовал Джейсону Шульману на соревнованиях Team Trials/NATS, помню, мы прорабатывали «темный» и «F» комплексы в ночь перед финалами. Я был совершенно издерганным, уставшим да еще и обгорел под солнцем. Было где-то около одного часа ночи, когда мы, наконец, закончили и все, что мне хотелось – добраться до койки. К моему удивлению, на следующее утро я встретил Джейсона на площадке NATS, где он попросил меня проследить, как он выполнит «темный» комплекс при помощи игрушечного самолетика на палочке, на тот случай, если он выполнит неверную фигуру. К моему изумлению, он выполнил все правильно. Оказывается, он зазубрил его в ту ночь, когда я рухнул в койку. До меня дошло, что это как раз и является частью таланта истинного топ-пилота, именно это выделяет его среди других.
Brett Wickizer делает то же самое, и, я уверен, Andrew Jesky, как и некоторые другие пилоты также обладают этой способностью. Подумайте об этом - если Вы сможете запомнить последовательность фигур, то она перестанет быть «темной» для Вас и Вы теперь не будете полностью зависимым от помощника, а следовательно - сможете избежать ошибок.
Это все относится к командным действиям. Однако, поскольку именно пилот целиком отвечает за перемещения стиков в правильном направлении, а также за подготовку к полету, поэтому он обязан принять всю полноту ответственности на свои плечи и проинструктировать помощника, что от того потребуется. Я думаю, это самая главная вещь, которой может научиться обычный пилот на местных соревнованиях. Заучивайте комплекс! При необходимости, Вы сможете корректно выполнить комплекс, даже если Ваш помощник ошибся и продиктовал Вам неправильную фигуру. Я даже не могу выразить, сколько раз я слышал, «…мне влепили ноль баллов, потому что мой помощник назвал неправильный маневр!...» Ладно, я ненавижу Вас разубеждать, но если только это не «темный» комплекс, то именно Вы виноваты в своей ошибке или в недостаточном знании комплекса.
Как Вы знаете, я диктую Бретту в соревнованиях Team Trials/NATS, на уровне Чемпионата Мира, а также разных местных соревнованиях. Эта работа трудновата для меня. «Отбивание» правильного ритма (своевременная диктовка следующей фигуры) является тем, что мы постоянно и упорно тренируем. Требования, предъявляемые к помощнику Бретта, оказываются для меня более жесткими, чем это может показаться на первый взгляд.
1) Я сконструировал этот самолет, на котором он сейчас летит, и мне всегда интересно наблюдать, насколько хорошо моя модель маневрирует.
2) Мне очень хотелось бы увидеть весь полетом целиком, но всегда достаются только отдельные фрагменты.
3) Я хочу увидеть исполнение трудных фигур, чтобы дать пилоту обратную связь после полета.
Затруднительно из-за всего этого не потерять свою главную задачу. Я должен очень сильно сосредоточиться, чтобы правильно сделать свою работу. Ведь моя работа, на самом деле - просто диктовать фигуры. Это же легко, не так ли? Обычно мы не переговариваемся во время предварительных комплексов, если только Бретт не выражает конкретное пожелание, чтобы напомнить ему о позиционировании на входе или направлении вращения, которое он должен исполнить для опционального варианта, исполняемого довольно редко для разворота при сильном ветре.
В F3A классах Вам не удастся уберечься от простых ошибок, поэтому мы планируем наши полеты. Диктование фигур ставится, тренируется и постоянно совершенствуется с тем, чтобы не нарушить концентрацию Бретта. Если он спросит меня что-нибудь отвлеченное во время полета, я просто это проигнорирую. Для финальных комплексов мы заранее прорабатываем более точные формулировки. Мы обсуждаем возможность изменения направления ветра, чтобы знать, где он сможет изменить свой предпочтительный вариант «срывника». Бретт в письменном виде описывает каждый комплекс именно так, как он хочет, чтобы его продиктовали, и мы практикуемся с игрушечным самолетиком – раскладка по времени должна стать идеальной. Моя диктовка должна быть точной, четкой и своевременной.
Для диктования «темных» комплексов, Бретт иногда даже переименовывает некоторые фигуры, когда он сокращенно их описывает, чтобы сократить длительность их звучания, потому что потом не хватает времени, чтобы втиснуть все детали маневра. Мы обговариваем сокращенные термины, чтобы убедиться, что мы оба одинаково понимаем их смысл, а затем мы прямо в комнате вечером тренируем диктовку и синхронизацию с игрушечным самолетиком. Мы обычно находим тихое местечко перед утренними турами и практикуемся еще и там с игрушечным самолетиком столько раз, сколько Бретт посчитает необходимым, чтобы наконец удовлетвориться результатом. Как правило, он старается тренировать свои полеты как со мной, так и без меня.
Все больше и больше эта дисциплина становится командным видом спорта. Я рекомендую Вам, как пилоту, найти себе помощника и работать с кем-то из того же класса пилотирования. Не ожидайте от помощника большего чем то, за что на самом деле он несет ответственность. И научитесь понимать друг друга. Если Вы помощник, заранее спросите пилота, что он ожидает от Вас и старайтесь давать ему только то, что он просит.
Каждый аспект этой летной дисциплины требует практики и точности - от судейства и пилотирования до диктования. Отнеситесь к этому серьезно и попытайтесь узнать как можно больше в каждом аспекте этого спорта. Применяйте на практике то, чему Вы научились, с наибольшим рвением и стремитесь улучшить каждую деталь. Попросите ребят, которые преуспели в своих классах, помочь Вам и делайте все возможное, чтобы каждый следующий Ваш полет был еще лучше. Вам понравятся такие устремления и в конце концов они обязательно принесут Вам дивиденды.
© Bryan Hebert
Nov. 2014
http://www.ckaero.net/blog/2014/11/25/the-job-of-the-caller/
Перевод: Сергей Чепорнюк