Основные изменения в правилах F3A 2016

Здравствуйте, уважаемые пилоты и судьи F3A!

Вышла в свет очередная (2016) редакция Спортивного кодекса FAI по пилотажным радиоуправлемым моделям класса F3. В нее вошли те решения, которые были утверждены на пленарном митинге SIAM еще в мае 2015, а также некоторые другие изменения. Ниже приводится перевод всех новаций по сравнению с официальной редакцией 2015 года. По этой причине майские изменения, о которых Вы уже знаете, будут тут приведены повторно.

Также существенно переработан раздел по моделям класса F3M, появилось руководство по их судейству, но эта тема настолько значительна, что заслуживает отдельной статьи.

 

СПОРТИВНЫЙ КОДЕКС FAI

СЕКЦИЯ 4 – АВИАМОДЕЛИЗМ

ТОМ F3 – РАДИОУПРАВЛЯЕМЫЕ АКРОБАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

Редакция 2016

(вступает в действие с 01 января 2016 года)

 

Анализ основных изменений и дополнений по сравнению с редакцией 2015 года (выделено курсивом)

 

5.1.1. Определение термина радиоуправляемой пилотажной модели самолета.

Модель категории F3A – это летающая модель (не геликоптер), управляемая аэродинамическими рулями по высоте, крену и курсу пилотом с использованием аппаратуры дистанционного управления. Применение устройств изменения вектора тяги силовой установки не разрешается.

Новое:

Общие характеристики радиоуправляемых пилотажных моделей самолетов должны быть заранее сверены с процессинговыми процедурами в соответствии со Спортивным Кодексом FAI, Раздел 4, том ABR, для каждой модели, принимающей участие в соревнованиях. Неразрешенное оборудование не должно быть установлено.

5.1.2 Основные характеристики радиоуправляемых пилотажных моделей F3A

Максимальный размах крыла…………………………………………2000 мм

Максимальная длина…………………………………………………..2000 мм

Максимальный общий вес, с батареями...……………………………5000 г

Новое:

(За исключением класса F3M)

 

Новое:

g)         шум, создаваемый силовой установкой, работающей на полной мощности, замеряется под углом 90 град справа от модели самолета, при этом нос модели должен быть развернут против ветра. Микрофон класса 1SLM (Sound Level Meter) должен быть размещен на стойке, высотой 30см от земли, на одной линии с силовой установкой. Кроме помощника, удерживающего модель, и стюарда, замеряющего уровень шума, никакие персоны или объекты, способные отражать или поглощать шум, не должны быть ближе 3 м к модели самолета или микрофону. Измерение уровня звука / шума должно быть выполнено как часть процедуры процессинга. Модель с электрической силовой установкой должна быть укомплектована одними и теми же батареями на протяжении всех процессинговых процедур.. Зона измерения уровня шума должна размещаться в безопасном месте, не создающим угрозу организаторам и участникам соревнований.

h)         В случае, если модель не прошла шумовой тест, информация об этом или величина замера сообщается участнику и его Тим-менеджеру, а сама модель и передатчик немедленно задерживаются официальным представителем стартов. Участник и его оборудование должны оставаться под наблюдением официального лица до тех пор, пока не будут сделаны модификации или подстройки, а силовая батарея полностью заряжена.. Модель самолета должна быть повторно протестирована в обычных эксплуатационных условиях в течение 90 минут с привлечением другого стюарта и другого микрофона, и в случае повторного непрохождения шумового теста, вся процедура процессинга считается непройденной.

5.1.8 Оценивание

 

Новое:

e)         Зона пилотирования распределена в вертикальной плоскости, расположенной перед пилотом на удалении 150 метров. По бокам зона пилотирования ограничена двумя виртуальными вертикальными плоскостями, проходящими через расположенные на земле боковые линии, отклоненные на 60 град. влево и вправо от точки пересечения центральной линии с линией безопасности. Расположенная на земле центральная линия, ориентирована перпендикулярно линии безопасности, которая в свою очередь также расположена на земле и параллельна взлетной полосе. Два круга, предназначенных для старта, диаметром 3м размечены на взлетно-посадочной полосе, один слева и один справа на расстоянии минимум 15 м от центральной линии, также, при необходимости, предназначенные для измерения звука / шума. Верхняя граница зоны пилотирования определяется виртуальной плоскостью, протянутой под углом 60 градусов к поверхности земли в точке пересечения всех наземных линий.

h)         Центральные фигуры должны выполняться главным образом в центре пилотажной зоны. Разворотные фигуры (боковые) не должны выходить за пределы боковых границ. Верхние элементы фигур не должны выходить за верхнюю границу. Фигуры нужно выполнять главным образом над полетной линией, удаленной приблизительно на 150 м от пилота и параллельной линии безопасности. Отступления от этого правила влекут за собой понижение оценки каждым судьей индивидуально и пропорционально степени отклонения. Исключениями из этого правила являются поперечные фигуры, 3D-фигуры или фигуры в срывном состоянии, а также горизонтальные круглые фигуры, которые, в силу своей необходимости, могут отклоняться от 150м дистанции полета.

k)         По завершении полета каждый судья независимо решает, не был ли уровень шума модели в полете слишком громким. Если большинство судей считает полет слишком шумным, то количество очков за весь полет штрафуется на 10 баллов по каждому судье на этой панели. Если в полете уровень шума модели ощутимо увеличивается из-за технических проблем или кондиций, инициированных пилотом, начальник стартов может назначить повторный замер шума, и в том случае, если модель его не проходит, оценка за предыдущий полет обнуляется. Для этого повторного замера и передатчик и модель самолета задерживаются официальным представителем стартов сразу же после выполненного полета. Никакие модификации или подстройки модели самолета не допускаются (кроме дозаправки или подзарядки батарей). Участник и его оборудование должны оставаться под наблюдением официального представителя стартов. Модель самолета должна быть повторно протестирована в обычных эксплуатационных условиях в течение 90 минут. Если в полете шум увеличился из-за отказа оборудования (например, поломки глушителя), начальник стартов может потребовать от пилота посадить модель, при этом оценивание прекращается с момента отказа.

m)        Оценки за каждую фигуру, выставленные каждым судей-оценщиком, должны быть обнародованы в конце каждого тура. Тим-менеджеру должна быть предоставлена возможность проверки правильности внесения оценок из каждого оценочного листа в общую таблицу во избежание ошибок ввода. Стенд общих результатов должен быть размещен на видном месте стартовой зоны для полного обозрения участниками соревнований и публикой.

5.1.9 Классификация.

d)         При проведении Мировых и Континентальных Чемпионатов, оценки для всех туров, предварительных, полуфинальных и финальных, должны вычисляться с использованием системы статистического усреднения подсчета очков Тарасова-Бауэра-Лонга (TBL). Только компьютерные вычислительные системы, содержащие TBL-алгоритм и программы анализа судейских результатов, получившие подтверждение от Подкомитета, могут быть использованы в Мировых и Континентальных Чемпионатах.

Примечание 2: Система оценивания TBL может быть применена только для соревнований, имеющих по крайней мере 5 участников и 5 судей-оценщиков.

 

5.1.10. Судейство

a)         Для проведения Мировых и Континентальных Чемпионатов с более чем 80 участниками, организаторы должны назначить четыре панели по пять судей в каждой (всего двадцать судей). Судьи должны быть разных национальностей. Отобранные судьи должны отражать приблизительное географическое распределение команд, принимавших участие в предыдущем Чемпионате, с согласованием итогового списка на Бюро SIAM. По крайней мере одна треть, но не более двух третей судей, не должны были судить предыдущий Чемпионата Мира. Судьи распределяются по четырем панелям методом случайной жеребьевки.

b)         Судьи, приглашенные на Мировой или Континентальный Чемпионат, должны быть отобраны из подходящего списка действующих или предстоящих к назначению судей FAI международного класса, они должны обладать приемлемым опытом судейства действующих P и F комплексов, а также должны представить организаторам, проводящим процедуру отбора, резюме своего судейского опыта. Организаторы должны, в свою очередь, представить эти резюме на утверждение Бюро SIAM.

h)         Для открытых международных соревнований или других меньших соревнований, где система статистического усреднения TBL не используется, самая высокая и сама низкая оценка за каждую фигуру должны отбрасываться, но только в случае привлечения четырех и более судей. Рекомендуется применять такой подход при проведении национальных чемпионатов, а также на внутренних соревнованиях.

5.1.11. Организация соревнований радиоуправляемых пилотажных моделей

l)          Участнику предоставляется две (2) минуты стартового времени и восемь (8) минут полетного времени для каждого полета. Хронометраж попытки начинается, когда директор соревнований или хронометрист дает команду участнику на старт. С команды «старт» начинается 2х минутный интервал запуска. Размещенные на видном месте таймер / часы будут перезапущены на 8-ми минутный интервал полетного времени, как только модель будет помещена в центр взлетного круга. Если модель не помещена колесами своего шасси в стартовый круг до/на истечении 2-х минутного стартового интервала, директор соревнований / хронометрист сообщает участнику и его помощнику, что полет не может быть продолжен. Полет должен быть оценен в ноль очков.

 

Приложение 5A

Новое

Пилотажный комплекс А-18 (2016-2018)

Предварительный комплекс P-19 (2018-2019)

Финальный комплекс F-19 (2018-2019)

Исправление

Схема Арести финального комплекса F-17 (2016-2017) ред.Апрель 2015

F-17.14 исключена ¼ бочки в центральной части фигуры при исполнении 1/ 4петли на ноже

 

Приложение 5B

Руководство по выполнению маневров F3 пилотажных моделей самолетов

 

Новое

5B.5 Система понижения баллов при судействе фигур.

Каждый судья дает оценку каждой фигуре, выполняемой на протяжении полета. Предполагая максимальную оценку в 10 баллов перед началом очередной фигуры, любой дефект наказывается понижением оценки в целых числах (или в половинных баллах для незначительных ошибок, однако итоговая сумма округляется до целого числа). Высокий балл должен оставаться только в том случае, если никаких существенных, тяжелых или множественных дефектов не было обнаружено.

 

5B.8.8 Силовые бочки

Силовая бочка это бочка, которая выполняется в тот момент, когда модель подвешена в вертикальном положении, находится на фиксированной позиции и без поступательной скорости полета. Если силовая бочка не выполняется стационарно и/или фиксированное положение не выдерживается во всех направлениях, оценка снижается на один балл или более, в зависимости от степени дефекта(ов). За отсутствие висения ставится ноль. Иначе силовые бочки оцениваются также как и обычные осевые бочки, с учетом постоянства скорости вращения, моментов начала и окончания вращения, направления вращения.

 

Перевод:

С.Чепорнюк

Январь 2016 г.