23-24 мая 2015 в бельгийском городке Grandrieu состоялся очередной этап Кубка Мира в классе F3A, под названием Criterium Internationaldu Hainaut 2015. Это был уже второй визит туда для известного украинского пилота Валерия Сергеевича Макарова и первый раз для меня. Позвольте поделиться с Вами своими впечатлениями и воспоминаниями об этом соревновании, пока они еще свежи в памяти.
Дорога до места назначения была долгой – 2 300 км, заняла два с лишним дня, но большая её часть пришлась на автобаны, так что наша команда добралась без особых трудностей. Прибыли мы на место проведения соревнований накануне в пятницу, около полудня. Сама площадка мне очень понравилась, так как она находится в живописной сельской местности, окруженной небольшими холмами. На холмах пасутся стада совершенно счастливых коров, идеально гармонирующих с общим неторопливым темпом деревенской жизни.
Сразу хочу уточнить одну особенность летной площадки аэроклуба Gradrieu – пилотажная зона развернута под углом в 45 градусов по отношению к оси взлетной полосы, что лично мне, в силу непривычки, мешало. В противном случае пришлось бы пилотировать над ближайшей фермой, что приводило бы к беспокойству ее четвероногих обитателей :-) Вторая трудность – наклонная линия холмов затрудняла восприятие горизонтальной линии полета, происходил своеобразный обман зрения. Боковые вешки были расставлены непривычно близко, поскольку прилегающие поля находятся в чужой частной собственности. Поэтому приходилось выискивать для себя дальние фиксированные ориентиры на местности.
К счастью, в пятницу нам удалось сделать по два тренировочных подлёта, на большее мы и не надеялись, поскольку на старт было заявлено 47 пилотов! Некоторым повезло еще меньше – всего один подлет, что крайне мало для привыкания к необычной конфигурации пилотажной зоны. После тренировки, мы поехали на место ночёвки, в город Maubeuge, Франция, расположенный приблизительно в 20 км от поля. Наш мотель находился прямо возле исторической достопримечательности – комплекса оборонительных сооружений, состоящего из большого количества редутов, рвов и прочих непреодолимых препятствий, построенных в конце XVIII века. Многие пилоты приехали на место стартов со своими автокемперами и организовали целый лагерь, что позволяло им подлетывать перед турами. Кстати, в их число вошел колоритный австралийский пилот Russel Edwards, прилетевший на все лето в Европу для автопутешествий из страны в страну и участия в различных этапа Кубка Мира.
В результате регистрации и жеребьевки, проведенных в пятницу, Валерию Сергеевичу и мне достались номера 17 и 21 соответственно. Организаторы очень ответственно отнеслись к проведению соревнований и ввиду большого количества заявленных пилотов пригласили две панели судей. Каждая панель судила 12 вылетов, а затем уходила на отдых, уступая свое место другой пятерке. Как водится, обнаружилась «добрая» и «злая» панели. Однако, чтобы каждый пилот оказался в равных условиях, третий тур судили сразу две панели, т.е. десять судей одновременно! Большое количество участников наложило свою особенность и на порядок выступлений – обычно предыдущий пилот еще заходил на посадочный круг, а в это время уже стартовал следующий пилот. Таблица стартов была расписана через каждые 7 мин 30 сек и выдерживалась очень строго.
В первый день мы отлетали 2 тура. Совершенно новая модель Enjoy Contra Drive, переживания и непривычность расположения зоны сыграли со мной злую шутку – в первый день я наделал много мелких огрехов, которых можно было бы запросто избежать. Но я не расстраиваюсь, поскольку понимаю, в чем причина и как можно это исправить. В этот же день я наконец-то лично познакомился с замечательным финским пилотом – Lassi Nurila. Благодаря ему мы узнали много нового касательно F3A в Финляндии, конфигурации его модели, а также его мнение о прошлом сезоне в целом и результатах Кубка Мира в частности. Lassi оказался очень дружелюбным, открытым и приятным собеседником. Тогда же я познакомился с немецкими пилотами – Nils и Peer Bruckner. Все началось с того, что они, будучи разработчиками F3A моделей, проявили неподдельный интерес к новой версии Enjoy’a – много спрашивали, фотографировали, интересовались ценой и производителем. Также они показали мне свои соревновательные модели – японский моноплан Accuracy и биплан Professor. Оба брата летают на двигателях Yamada и должен признать, что летают очень хорошо – у немцев, в профессиональном плане, подрастает новое поколение пилотов. Также нам удалось познакомиться и пообщаться с Matt Hoyland и Ashley Hoyland. Очень приятные люди и замечательная команда, состоящая из отца и сына. Они тоже очень интересовались нашей новой моделью и предложили мне написать небольшой отзыв/статью о F3A в Украине для журнала Great Britain R/C Aerobatic Association, чем я обязательно займусь в скором времени.
Нам с Валерием Сергеевичем немного повезло с погодой во втором туре. Несмотря на то, что солнечное утро сменилось пасмурным небом и надвигающимися грозовыми тучами, мы успели отлетать до начала дождя, хотя уже поднимался нешуточный ветер. Причем ветер дул в лицо, постоянно меняя свое направление, так что было даже непонятно, в какую сторону взлетать. Затем пошел сильный дождь и полеты были приостановлены на 1.5 часа. Спортсменам, выступающим после его прекращения, пришлось туговато из-за холода и ветра.
Если мы заговорили о полётах, то должен отметить, что бельгийский этап считается отчасти родным для французский пилотов, что они и продемонстрировали количеством участников и общим уровнем пилотирования. Было очень здорово наблюдать, как они работают все вместе: чувствовался сильный командный дух и поддержка. Также мне впервые удалось вживую наблюдать полёт знаменитого Christophe Paysant Le Roux – большой размер, большая скорость и все очень ровно.
Разумеется, нельзя не упомянуть банкет в конце первого дня – все было организовано очень хорошо, весело и с душой. Ну и конечно же, традиционный упитанный поросенок, зажаренный на вертеле, стал гвоздем программы – было очень вкусно!
Во второй день начало стартов было отложено на час из-за густейшего тумана. Мы должны были лететь в самом конце тура, потому решили хорошенько выспаться и приехать немного позже. К сожалению, именно из-за этого мы не попали на общую фотосессию. Ну что ж, будет повод приехать еще раз :-)
Третий тур Валерий Сергеевич слетал очень хорошо, на голову выше меня, но программа TBL почему-то оценила наши полёты практически идентично. Организаторы этих соревнований приняли решение об участии в финальном туре всего первых пяти пилотов. Для меня это было несколько неожиданным и удивительным, ведь в первой десятке было много классных пилотов. Чего стоил только пристрелочный полет по комплексу F-15 юного немецкого пилота Maurice Lumm, занявшего 7-е место, выполненный на твердую пятерку с плюсом! Ему суфлировал знаменитый Peter Haase, неизменно удивляющий публику своими техническими новациями и экстравагантными моделями.
Но в итоге финал оказался очень зрелищным и полным интриги – французский Чемпион заглох на «треугольнике» и совершил вынужденную посадку без каких-либо повреждений! Должен отметить очень качественный и динамичный полёт Sandro Matti, мне очень понравились его штопорные бочки – жесткие и быстрые. Однако в финале всех превзошел вышеупомянутый Lassi Nurila – он отлетал просто идеально, без каких-либо огрехов, за что и получил заслуженную тысячу баллов. Тем более обидно, что Lassi допустил досадную погрешность во втором предварительном туре – выполнил опциональный хампти-бамп фонарем вниз. Полагаю, что это следствие недостаточной слетанности пилота и приглашенного со стороны хелпера.
Признаться, объявление результатов стало для меня неожиданностью, ведь я думал, что незаконченный тур Le Roux изменит положение в турнирной таблице, но три тысячи баллов, заработанные им в предварительных турах, принесли окончательную победу французу. Вторым стал опытнейший ветеран Wolfgang Matt, ему тоже помог запас по очкам из предварительного комплекса. Matt выступал на новом биплане Kunzit, представляющим собой развитие предыдущей модели, укомплектованной соосным редуктором от Ralph Schweizer. Ну и третье место досталось финну – идеальный полет в финале принес Lassi призовое место.
В общем и целом, я очень рад, что принял участие в этих соревнованиях, ведь в любом случае это исключительно полезный опыт – как с точки зрения совершенствования пилотажного мастерства, так и общения с иностранными коллегами. Также выражаю глубокую благодарность хозяевам площадки за образцовую организацию, теплый прием и дружескую атмосферу, а также всем участникам - за спортивную борьбу и высокий класс мастерства. Девиз местной площадки, как нельзя, кстати – «соперники в небе, друзья на земле». Отдельное спасибо руководителю украинской сборной Валерию Сергеевичу Макарову за помощь в организации поездки и бесценные советы по настройке новой модели.
Фотографии и таблицу результатов прилагаю ниже. К сожалению, в тексте статьи не передать всю гамму эмоций и переживаний, которые довелось испытать, но я все же надеюсь, что дух соревнований Вы смогли уловить.
Благодарю, что прочитали мой отзыв. Удачных всем взлётов и мягких посадок!
Глеб Чепорнюк
Киев, 30 мая 2015 г.
https://f3a.com.ua/f3a-info/article/330-belgium2015#sigProGalleria2cb53b1ff2